Герб Лазовских или Крживда
|
|
Феликсович | Дата: Вторник, 23.01.2024, 15:40 | Сообщение # 1 |
Император
Группа: Администраторы
Сообщений: 1650
Статус: Offline
| Герб Лазовских или Крживда. Herb Łazowskich lub Krzywda
История с продолжением.
Все основоположники польской геральдики, такие как Шимон Оскольский, Вацлав Потоцкий, Станислав Дунчевский, при изложении истории появления Клейнода Герб Лазовских или Крживда обязательно ссылаются на книгу Яна Рожицкого «Надгробная речь на похоронах Его Высочества Пана ВОЙЦЕХА ГЛЕБОЦКОГО», Краков 1636 год, выдержки из которой Вы сможете посмотреть далее. Прежде, чем перейти, к изложению истории возникновения данного Герба, необходимо рассказать предысторию возникновения Герба Любич, от которого он взял свое начало. В 1333 году Король Польши Владислав Локетек даровал сей Герб и Титул доблестному войну - шляхтичу из Клейнода Побог (прим. - Предку графского рода Тылицких) за отвагу и храбрость в битве с язычниками при Малой Почцы на реке Любичь (прим. Правый приток Вислы, второе название Дрвенца (пол. Drwęca, устар. нем. Drewenz). В честь этой битвы и по названию реки Герб был именован Любич. Предки ныне живущих Лазовских состояли в данном Гербе, пока не произошло трагическое событие: в споре за наследуемое имущество брат зарубил брата саблей. Трагедия произошла в фольварке Заглоба в доме Ястржебов. За это бесчинство Король Казимир Третий Великий сначала хотел лишить семью Герба, но с учетом заслуг перед Короной, принял решения убрать со щита рыцарский Крест и заменить его на саблю в подкове, «плату за голову брата». Назвали новый Герб Заглоба. Прошло время, и племянник братоубийцы, сын убитого, совершил паломничество в Рим, получил ходатайство Папы (прим. - Климента VI) к Королю Польши о возвращении Креста на родовой Герб. Король Польши Казимир Третий Великий вернул крест на щит, но в назидание потомкам уломал лапу у Рыцарского Креста. Вплоть до начала семнадцатого века Клейнод носил название Герб Лазовских или Крживда (преступление, обида). В последствии, по мере угасания величия рода Лазовских, фамилия исчезла из названия и Герб начали называть – Крживда.
Влади́слав I Локе́тек (пол. Władysław I Łokietek; 3 марта 1260/19 января 1261 год — 2 марта 1333) — князь-принцепс Польши с 1306 по 1320 годы, король Польши с 20 января 1320 года
Казимир III Великий (пол. Kazimierz III Wielki; 30 апреля 1310 — 5 ноября 1370) — король Польши, вступил на престол 2 марта 1333 года (коронация 25 апреля 1333 года). Последний король из династии Пястов.
Бенедикт XII (лат. Benedictus PP. XII, в миру — Жак Фурнье, фр. Jacques Fournier; 1280-е (1285?) — 25 апреля 1342) — Папа Римский с 20 декабря 1334 по 25 апреля 1342 года.
Климент VI (лат. Clemens PP. VI, в миру — Пьер Роже де Бофор-Тюренн, фр. Pierre Roger de Beaufort-Turenne; 1291 — 6 декабря 1352) — Папа Римский с 7 мая 1342 года по 6 декабря 1352 года.
Вопросы для общего обсуждения:
С учетом всего изложенного выше, можно предположить, что Герб Лазовских или Крживда появился между 1342 – 1370 годами.
Остается открытым вопрос, когда появилась фамилия Лазовский? По всем имеющимся сейчас источникам, фамилия произошла от имения Лазов, но в рукописных текстах, наборный шрифт появились в Европе только 1452 году, данный Клейнод уже носит название Герб Лазовских или Крживжда.
Herbarz polski nieznanego autora
Стр.46
KRZYWDA SEU ŁAZOWSKICH Herb Łazowskich lub Krzywda
Dominika & Piotr Łozowscy
Krzywa seu Łazowskich
Herb Polski który nazywaią podkową, idzie z kleynotem Łubicz, a że niecały krzyż na wierzchu nosi, znacze iako zagłoba odmieniony krzyż na wierzchu nosi za zabicie Braterskie Szablą. Jakiesz Krzywda iz brata akrzywdził lubo to wpodziale dziedzicznych dóbr, lub zadaiącemu iako niewinnemu występek i ztąd nazwano herb Krzywda. Ma bydz podkowa na doł z końcami, we środku kni krzyż któremu ieden róg ucięto wszystkó białe, acz drudzy ztoze krzyż ze daią w polu błękitnym. Na helmie trzy pióra strusie, drudzy ieden tylko krzyz daią ucięty na wierzchu, drugiego na wierzchu niedaiac.
Герб Польский, который подковой называют, схож с Клейнотем Любич, но неполный крест вверху. Усеченный крест означает знак смерти, за убийство Брата саблей. Почему Крживда, если брата обидел в разделе наследственных владений, или нанес невинному обиду, отсюда и название Герба Крживда. Должна быть подкова ветвями вниз, в середине которой крест, одна лапа которого уломана, весь белый, но у других золотой крест в голубом поле. На шлеме три страусовых пера, у одних крест есть вверху, у других вверху нет.
Конструкция подковы
Полотно Ветвь правая/левая Зажимы или квочные гвозди. Шипы, вставляются в большие отверстия на подкове. Обычно уподковы шесть больших отверстий.
|
|
| |
Феликсович | Дата: Вторник, 23.01.2024, 16:34 | Сообщение # 2 |
Император
Группа: Администраторы
Сообщений: 1650
Статус: Offline
|
Okolski Szymon. Orbis Polonus,
ŁAZOWSKICH seu Krzywda
Cracoviæ: In Officina Typographica Francisci Cæsarij, 1641 - Volume II, page 46.
|
|
| |
Феликсович | Дата: Вторник, 23.01.2024, 16:42 | Сообщение # 3 |
Император
Группа: Администраторы
Сообщений: 1650
Статус: Offline
|
|
|
| |
Феликсович | Дата: Вторник, 23.01.2024, 16:49 | Сообщение # 4 |
Император
Группа: Администраторы
Сообщений: 1650
Статус: Offline
| Potocki Waclaw.
Poczet Herbow Szlachty Korony Polskiey i Wielkiego Księstwa Litewskiego
Krakow. Drukarnia Mikolaja Alexandra Schedla IKM, 1696, pages 459,460,461
Легенда о происхождении Герба Łazowskich seu Krzywda (оригинальный текст)
KRZYWDA
Ná Chełmie Strusie piorá
POCZĄTEK ſſ
Lvbiczem ſięten Szláchcic : ſpieczętował : ále , Skoro ukrzywdźiwſzy wprzod : Brátá ſwego , w dźiale, Potym nie miłosiernie : zábił : i kiedy wdá, W grzech ſię przećiwko Bogu : Herb názwano Krzywdá. Zoſtáwiwſzy Podkowę; cáłą w iego domie, Znák męſtwa : w Krzyżu mu Król : ieden rog ułomie. Y przezwiſko Lubiczá: przez to ſamo gubi, Gdyż Bóg : iako zaboiu : ták krzywdy : nie lubi. Złomanoćby dziś obá : y Podkowá tuſzę, Nábrałby ſię ſtráchu : zá bráterſką duſzę, Herb karáć, nie zaboycę? y to krzywdá druga, Wedle roboty ma być każdego wysługá. Rowno z żywotem : rowno : z ſwoim kłádli zdrowiem, Szlácheckie Herby, naſzły : Przodkowie, abowiem, Drzwi, ściány, powietrzniki, ſzyby, konie, wozy, Iákiey, w Oyczyſtym Herbie : záżywał kto fozy, Nie tylko liſty, ále : tákimi abryſy , Znáczyli ſtoły, zydle : flaſze, czáry, miſy. Zapowſzedniał dziś ten honor : za honorem cnotá, Woli zaboycá, herbu : zbyć niżli żywotá, Woli proſtym żyć gburem : woli żyć y Żydem, Nie tylko z herbem cnotá : lecz zgásła ze wſtydem. Pytaſz czemu ? ia inſzey : nie widzę przyczyny, Procz tey : że w ſtan Szláchecki : rożney ſię faryny, Ludźi naciśnie : o co żadney nie maſz kary, Ale ſię wſtydźić przychodźzi ; Herbow Szláchćie ſtárey. Y to jeſt krzywdá wielka: nie mówię nic z drogi, Tym ći by to od Herbow : trzebá łomáć rogi, Ktorzy pieniądzmi, nie krwią : nie Márſowym potem, Nie równáć ? przenieść ſtárą : Szláchtęchcą Kleynotem.
Krzywdá.
Cierpliwość, ſpráwiedliwość : pierwſze cnoty w Niebie, Przed Boſkiem Majeſtatem : krzywdá rodźi z śiebie, Nie byłoby obudwu, gdyby nie było tey, Ktoby rzekł : że może być : grzechprzyczyną cnoty? Czemuż Aaaaa Czemuż ták bárdzo, krzywdy : poruſzeni gniewem, Mśćimy ſię ludźie głupi ? y prawem, y lewem ? Ztegoć to drzewa owoc ? Iáko Chryſtus głośi, Ktory , Bogu ſwemu , człek : Cnotliwy , przynośi. Prawdá że y krom krzywdy : ćierpliwość być może, Kto choroby, y inſze náwiedzenia Boże, Skromnie znosi : ábo kto : bez wieliiey teſknice, Y bez ckliwośći : Boſkiej : czeka obietnice. Szalony kto od Bogá : krzywdą ſobie liczy, Kiedy názad odbiera : czego nam pożyczy. Boże to wſzytko, co czl1ek : nie wiem z iákiey miáry, Właſzczy ſobie ná świećie ? Boże to ſą dáry, Zywot, zdrowie, fortuná : dzieći ktore rodźi, Nágo nań wyſzedł : ſam ſię : krzywdźi, ſam ſię ſzkodźi. Kiedy obraża Bogá : że od niewdźięcznika, Przed czáſem ſwych Oycowſkich : dobrodźieyſtw, umyka. Sam ſię krzywdzi : że piekło ; nad niebo przekłada, Mając rozum : co głupią wolą iego włada. Tu Bog klucze, od złego: ſzáfarza odbiera, A tam ſkarze : kto dobiera iego, marne tyra.
Do nieboráká herbowego
Krzywdą ſię : dla Szláchectwá ſwoiego pámięći, Piſzeſz lecz więkſzą ćierpiſz ſam niſz ná pieczęći, Zły rog do złomanego : Krzyża : z każdej miary, PRZYBRAŁEŚ bo ćię bodzie : żonę nie do pary, Chociaſz ieynádſkákuieſz : naymniey ćię nie kocha, Inſzych pátrzy : y w domu : nád tobą zrzędźiochá. Ty iey muśiſz podlegáć : choć to wſzyſcy męże, Maią : że káżdemu z nich : małżonká, podlęże. Roguć tylko do Krzyżá: trzeba było á ty, Wźiąwſzy cáły Krzyż, zoſtał : ná czele rogáty, Iednę krzywdę, ná herbie : drugą máiąc domá.
Doherbownego nieſpokoynego
Dość do Szláchectwa, iedna : Krzywdá w Herbie zDźiádá, Nábywać drugiey ? Krzywdząc : ſzkodaby ſąsiádá, Málowánego krzyża : ná śćienie popráwi, Ale przyrodzonego? W kuprze : nie nádſtawi. Ieśli wam go utrącą : ná ſwey miedzy kulą? Y Herb przepadł : y tego bálwierze, nie ſtulą.
Do łyſego
Iednę krzywdę, maſz w Herbie : gdźieć Krol, Krzyż okrzeſze, Drugą we łbie : gdy z włoſow : náturá go zczeſze, Choć ći wątpię, łyſemu : żeby krzywdá iáka, Przez to byłá : że nie da : co tydźień ſzoſtaká.
Epithaphìum
Widzàc Krzyż przyłomiony : w kamieniu ná grobie, Ktory ſię Krzywdą zowie : ſam pomyślę ſobie, Każdy krzywdźi, żyjąc tu : Chryſtuſa widomie, Kto iego Krzyż zupełny : grzeſząc w ćiele, łomie. Cały krzyż to ktory nie ma : ſpełná końcow obu.
|
|
| |
Феликсович | Дата: Среда, 24.01.2024, 16:12 | Сообщение # 5 |
Император
Группа: Администраторы
Сообщений: 1650
Статус: Offline
| Dominika Łozowska, Петр Лозовский
Легенда о происхождении Герба Łazowskich seu Krzywda (перевод с сохранением стиля и пунктуации оригинала)
КРЖИВДА
НА ШЛЕМЕ СТРАУСИНЫЕ ПЕРЬЯ
НАЧАЛО
Любичем тот Шляхтич: печать ставил: но В скорости обидевши: брата своего, в земельном наделе Затем беспощадно: убил : и, когда впал, в Грех этот против Бога; Герб назван был Крживдой. Оставив Подкову : целой в щите его, Знак доблести: в Кресте его Сила: Один рог уломил. И через то Любича: потерял Для Бога : что убийство : что несправедливость: не люба, Уломил бы их оба сейчас: и Подкову тоже, Нагнал бы страху: за братскую душу, Герб покарать, а не убийцу? А это уже несправедливость другая, По содеянному и расплата. Животом своим, как и здоровьем своим положенным, пришли Шляхетские Гербы, наших Предков: на Двери, стены, флюгера, окна, лошади, телеги, Которые Родовым Гербом: заверяли Не только письма, также и: планы. Украшали столы, табуреты: фляжки, чарки, чаши. Утратил сегодня честь: за честью достоинство. Хочет ли убийца, герба: лишиться чем жизни, Хочет ли жить простолюдином: хочет ли жить Вечным Жидом Достоинство не только пришло с гербом, но и угасло с позором. Вы спросите, почему? Я не вижу другого: я не вижу причины, Кроме того: в Шляхетском сословии: встречаются Люди из разного теста: за то нет наказания. Но стыдиться приходится; Гербы у Шляхты издревле. И в этом несправедливость великая: я не говорю ничего из ряда вон выходящего, Тем кто от Гербов: надо ломать рога, Которые деньгами, не кровью, не Марсовым потом, Не сравнивать? забыть старое: Шляхте нужен Символ Власти.
Крживда
Терпение, справедливость - первые добродетели на Небесах, Перед Божественным Величием: несправедливость проявляет себя, Не было бы ни того, ни другого, если бы не было этого, Кто сказал: что грех может быть: причиной добродетели? Почему Ааааа Почему так много, несправедливости: движется гневом, Мстим ли мы глупым людям? На право и на лево? Каково древо таков и плод? Как проповедует Христос, Который, Богу своему, человек: Добродетельный, приносит. Истина, что и кроме, несправедливости: терпение быть может, Кто кары и другие испытания Божьи, смиренно принимает: или кто: без большой скорби, И без сентиментальности: Божественного: обещания ожидают, Безумен тот, кто от Бога: на несправедливость к себе ропщет, Когда тот возвращает: что он уже дал нам. Бог есть все то, что человек: не знаю, с какой меры, Присвоил себе в этом мире? Дары эти - Божьи, Жизнь, здоровье, судьба: дети, которых он рождает, Нагим он пришел: сам себя обижает, сам себе вредит. Когда он хулит Бога: это от неблагодарности, Не дождавшись добродетелей Божьих: уходит. Сам вредит себе тем, что Ад ставит выше Рая, Имея разум: которым его глупое желание управляет, Здесь Бог ключи, у лукавого и отбирает, А там обличает: кто изберет его, тот жалкий неудачник.
Обращение к непонимающему
Крживда есть: для Шляхетства своя память, Пишешь, и больше страдаешь сам, чем в гербе. Злой рог от уломанного: Креста: он во всех смыслах. ПОЛУЧИЛ, потому что заслужил: жена не пара, Хоть и заискиваешь перед ней: она тебя нисколько не любит, Смотрит на других: и дома на тебя ворчит. Ты ей обязан подчиняться: хотя сам и мужчина. Имеют: каждому из них: по жене положено: Рогатый только до Креста: надо было а ты, Взваливши целый Крест, стал: на челе рогатый, Одна обида, на гербе: другую имеешь дома.
Обращение к утратившему
Что до Шляхетства, одна: Крживда в Гербе от Деда, Получить иной? Совершить несправедливость: жалко соседа, Малеванного креста: на стене достаточно, От рождения? На чреслах он не выступает. Если потерять его: на своем колесе жизни? И Герб утрачен: и брадобрей его не выстрижет.
Обращение к лысому
Одна обида у тебя в Гербе, когда Король Крест уломал, Другая в голове, когда жизнь тебя расчесывает, Хотя я сомневаюсь, что лысому это обида. И за это не надо платить шестак в неделю.
Эпитафия
Увидев Крест уломанный: в камне на могиле, Который Крживда называется: Я думаю про себя, Каждый страдает, живя здесь: Христос зрит, Кто его Крест полный: греша во плоти, ломает. Настоящий Крест тот, который полный с обоих концов.
|
|
| |
Феликсович | Дата: Четверг, 25.01.2024, 11:36 | Сообщение # 6 |
Император
Группа: Администраторы
Сообщений: 1650
Статус: Offline
| *
|
|
| |
Феликсович | Дата: Четверг, 25.01.2024, 12:16 | Сообщение # 7 |
Император
Группа: Администраторы
Сообщений: 1650
Статус: Offline
| Dominika Łozowska (Tekst w języku polskim)
LEGENDA O POCHODZENIU HERBU Łazowskich seu Krzywda
KRZYWDA
Ná Chełmie Strusie piorá
POCZĄTEK
Lubiczem się ten szlachcic : pieczętował : ale, Skoro ukrzywdziwszy wprzód : brata swego, w dziele Potem niemiłosiernie : zabił : i kiedy wda się, W grzech się przeciwko Bogu; Herb nazwano Krzywda. Zostawiwszy Podkowę; całą w jego domu, Znak męstwa: w Krzyżu mu Król : Jeden róg ułamie. I przeciwko Lubicza: przez to samo gubi, Gdyż Bóg : jako zaboju : tak krzywdy : nie lubi. Złamanoby dziś oba : i Podkowy tuszę, Nabrałby się strachu : za braterską duszę, Herb karać, nie zabójcę? I to krzywda druga, Wedle uczynków ma być każdego wysługa. Równo z żywotem : równo : ze swoim kładli zdrowiem, Szlacheckie Herby, naszły : Przodkowie, albowiem, Drzwi, ściany, powietrzniki /wiatraczki na dachu/, szyby, konie, wozy, Jakiej, w Ojczystym Herbie : zażywał kto fozy, Nie tylko listy, ale : takimi abrysy / plany, zarysy/ Znaczyli stoły, zydle : flasze, czary, misy. Spowszedniał dziś ten honor : za honorem cnota, Woli zabójca, herbu : pozbyć się niżli żywota, Woli prostym żyć gburem /gospodarzem, zamożnym chłopem/: woli żyć i Żydem, Nie tylko z herbem cnota : lecz zgasła ze wstydem. Pytasz czemu ? ja innej : nie widzę przyczyny, Prócz tej : że w stan Szlachecki : różnej się faryny /różnego rodzaju/, Ludzi naciśnie : o co żadnej nie masz kary, Ale się wstydzić przychodzi ; Herbów Szlachcie starej. I to jest krzywda wielka: nie mówię nic z drogi /nic zdrożnego/, Tym ći by to od Herbów : trzeba łamać rogi, Którzy pieniędzmi, nie krwią : nie Marsowym potem, Nie równać ? przenieść starą : Szlachtę chcą Klejnotem.
Krzywda.
Cierpliwość, sprawiedliwość : pierwsze cnoty w Niebie, Przed Boskiem Majestatem : krzywda rodzi z siebie, Nie byłoby obydwu, gdyby nie było tej, Kto rzekł : że może być : grzech przyczyną cnoty? Czemuż Aaaaa Czemuż tak bardzo, krzywdy : poruszeni gniewem, Mścimy się ludzie głupi ? y prawem, y lewem ?/na lewo i na prawo=dookoła/ Z tego to drzewa owoc ? Jako Chrystus głośi, Ktory , Bogu swemu , człek : Cnotliwy , przynośi. Prawda że i krom /z wyjątkiem, oprócz/ krzywdy : cierpliwość być może, Kto choroby, i inne nawiedzenia Boże, Skromnie znosi : albo kto : bez wielkiej tesknicy /uczucia żalu/, I bez ckliwości : Boskiej : czeka obietnice. Szalony kto od Boga : krzywdą sobie liczy, Kiedy názad /z powrotem/ odbiera : czego nam pożyczy. Boże to wszytko, co człowiek : nie wiem z jakiej miary, Właszczy sobie na świecie ? Boże to są dary, Żywot, zdrowie, fortuna : dzieci które rodzi, Nago nań wyszedł : sam się : krzywdźi, sam sobie szkodzi. Kiedy obraża Boga : że od niewdzięcznika, Przed czasem swych Ojcowskich : dobrodziejstw, umyka. Sam się krzywdzi : że piekło ; nad niebo przekłada, Mając rozum : co głupią wolą jego włada. Tu Bog klucze, od złego: szafarza odbiera, A tam skarze : kto dobiera jego, marnie tyra.
Do nieboráká herbowego
Krzywdą się : dla Szlachectwa swojego pamięci, Piszesz lecz większą cierpisz sam niż na pieczęci, Zły róg do złamanego : Krzyża : z każdej miary, PRZYBRAŁEŚ bo cię bodzie : żonę nie do pary, Chociaż jej nadskakujesz : najmniej cię nie kocha, Inszych patrzy : i w domu : nad tobą zrzędziocha. Ty jej muśiſsz podlegać : choć to wszyscy męże, Mają : że każdemu z nich : małżonka, podlęże. /podlega/ Roguć tylko do Krzyża: trzeba było a ty, Wziąwszy cały Krzyż, został : na czele rogaty, Jedną krzywdę, na herbie : drugą mając domá. /w domu/
Do Herbownego Niespokojnego
Dość do Szlachectwa, jedna : Krzywda w Herbie z Dziada, Nabywać drugiej ? Krzywdząc : szkoda by sąsiada, Malowanego krzyża : na ścianie poprawi, Ale przyrodzonego? W kuprze /tylnej części tułowia/ : nie nadstawi. Jeśli wam go utrącą : na swej miedzy kulą? I Herb przepadł : i tego balwierze /fryzjerzy, cyrulicy/ nie stulą /zamkną/,
Do Łysego
Jednę krzywdę, masz w Herbie : gdzieś Krol, Krzyż okrzesze,/ociosa, obetnie/ Drugą we łbie : gdy z włosów : natura go zczesze, Choć ci wątpię, łysemu : żeby krzywda jaka, Przez to była: że nie da : co tydzień szostaka./dawna polska moneta równa sześciu groszom.
Epithaphìum
Widząc Krzyż przełamany : w kamieniu na grobie, Który się Krzywdą zowie : sam pomyślę sobie, Każdy krzywdzi, żyjąc tu : Chrystusa widomie,/w sposób widoczny/ Kto jego Krzyż zupełny : grzesząc w ciele, łamie. Cały krzyż to który nie ma : spełna końców obu.
|
|
| |
Lozowski | Дата: Вторник, 22.10.2024, 17:32 | Сообщение # 8 |
Рыцарь
Группа: Администраторы
Сообщений: 37
Статус: Offline
| Кроме общепринятой версии происхождения герба есть еще одна заслуживающая внимания высказанная А.Влодарским - он считал что ущемление герба произошло не по вине носителя герба, а напротив - по его воле для дистанцирования от обидчиков... Цитата: "Że ten herb od herbu Lubicza wziął swoje początki, wszystka symetryja tego herbu zgadzająca się z Lubiczem pokazuje, tylko się tem jeden od drugiego różni, że w Lubiczu cały krzyż na wierzchu podkowy, tu tylko połowa. Podanie, że ta odmiana nastąpiła wskutek krzywdy, uczynionej przy podziale dóbr między braćmi, nie odpowiada dawnym zwyczajom; działy majątków dopełniane były przy pomocy compositores (dzielców), lub arbitrów obieranych przez strony, a więc o krzywdach mowy być nie może, zmieniać herb tylko król lub książę miał prawo za karę winowajcy, sprawy zaś sporów rodzinnych były tak częste i powszechne, że tylko pokrzywdzony mógł odmienić swe godło, nie chcąc mieć nic wspólnego z występnymi." kustosz Archiwum Głównego Aleksander Włodarski.
|
|
| |
Lozowski | Дата: Вторник, 22.10.2024, 17:39 | Сообщение # 9 |
Рыцарь
Группа: Администраторы
Сообщений: 37
Статус: Offline
| Также интересно: в Польше есть Гмина Кшивда в воеводстве Люблинском, с гербом того же наименования и изображения что и Кшивда Лазовских... Мало того в истории гмины упоминается о обиде при разделе наследства - в этой версии - часть герба просто отвалилась при переезде... Цитата: "Wojewoda Sandomierski miał trzech synów między których rozdzielił swój majątek. Najmłodszy, Przemko, otrzymał Wysoczyznę Żelechowską. Z otrzymanych ziem nie był zadowolony. W czasie podróży do swego majątku jedno z ramion herbowego krzyża ułamało się. Potraktował to jako zły omen na przyszłość. Uważał, że został pokrzywdzony przez ojca w czasie podziału dóbr. Prawdopodobnie swej siedzibie nadał nazwę „Krzywda”. Po raz pierwszy nazwa miejscowości Krzywda pojawiła się w dokumencie z roku 1598...."
https://pl.wikipedia.org/wiki/Krzywda_(gmina)
|
|
| |
Феликсович | Дата: Вторник, 29.10.2024, 13:50 | Сообщение # 10 |
Император
Группа: Администраторы
Сообщений: 1650
Статус: Offline
| Цитата Lozowski ( ) Цитата: "Że ten herb od herbu Lubicza wziął swoje początki, wszystka symetryja tego herbu zgadzająca się z Lubiczem pokazuje, tylko się tem jeden od drugiego różni, że w Lubiczu cały krzyż na wierzchu podkowy, tu tylko połowa. Podanie, że ta odmiana nastąpiła wskutek krzywdy, uczynionej przy podziale dóbr między braćmi, nie odpowiada dawnym zwyczajom; działy majątków dopełniane były przy pomocy compositores (dzielców), lub arbitrów obieranych przez strony, a więc o krzywdach mowy być nie może, zmieniać herb tylko król lub książę miał prawo za karę winowajcy, sprawy zaś sporów rodzinnych były tak częste i powszechne, że tylko pokrzywdzony mógł odmienić swe godło, nie chcąc mieć nic wspólnego z występnymi." kustosz Archiwum Głównego Aleksander Włodarski. Цитата: "То, что этот герб взял свое начало от Герба Любич, показывает вся симметрия этого герба схожая с Гербом Любич, только один отличается от другого тем, что в Любиче весь Крест находится на вершине подковы, а здесь только половина. Утверждение, что изменение вызвано несправедливостью при разделе имущества между братьями, не соответствует древним обычаям; раздел имений производился с помощью compositores (dzielców), или арбитров, выбранных сторонами, поэтому не может быть и речи о несправедливости; только Король или Князь имели право изменить Герб в наказание виновному, а семейные споры были настолько часты и распространены, что только обиженная сторона могла изменить свой Символ, не желая иметь ничего общего с обидчиками".
Хранитель Archiwum Głównego Александр Влодарский.
|
|
| |
Феликсович | Дата: Вторник, 29.10.2024, 13:54 | Сообщение # 11 |
Император
Группа: Администраторы
Сообщений: 1650
Статус: Offline
| Цитата Lozowski ( ) Цитата: "Wojewoda Sandomierski miał trzech synów między których rozdzielił swój majątek. Najmłodszy, Przemko, otrzymał Wysoczyznę Żelechowską. Z otrzymanych ziem nie był zadowolony. W czasie podróży do swego majątku jedno z ramion herbowego krzyża ułamało się. Potraktował to jako zły omen na przyszłość. Uważał, że został pokrzywdzony przez ojca w czasie podziału dóbr. Prawdopodobnie swej siedzibie nadał nazwę „Krzywda”. Po raz pierwszy nazwa miejscowości Krzywda pojawiła się w dokumencie z roku 1598...." Цитата: "У Сандомирского Воеводы было три сына, между которыми он разделил свое имение. Младший, Пшемко, получил Высочизну Желеховскую. Он не был доволен полученными землями. Во время поездки в свое поместье один из лучей Гербового Креста отломился. Он воспринял это как дурное предзнаменование на будущее. Он считал, что его обидел отец во время раздела имущества. Вероятно, он дал своей усадьбе название "Кживда". Название Кживда впервые встречается в документе 1598 года...."
|
|
| |
Феликсович | Дата: Вторник, 29.10.2024, 15:07 | Сообщение # 12 |
Император
Группа: Администраторы
Сообщений: 1650
Статус: Offline
| Кшивда – населенный пункт в Польше, расположенная на реке Малая Быстрица в Люблинском воеводстве , Лукувском повяте , гмине Кшивда.
Составные части населенного пункта: Двур (Dwór), Дзялковице (Działkowice), Яснош (Jasnosz), Замлынье (Zamłynie)
Деревня была основана на так называемом "сыром корне" в 1588 году Яном Чишковским, сыном ливского Чесника. *
Чесник — придворный в средневековой Польше (13 век), который присматривал за «винным подвалом» Монарха и подавал ему кубки с вином во время пира. С XIV века эта должность стала почетной (например, Коронованный чесник), а потому не влекла за собой никаких обязательств. В Речи Посполитой — низшая должность (в иерархии должностей (1768) в Короне, перед охотником и после подстольчего , в Литве перед городничим и после виночерпия ).
Русский аналог. Ча́шник — придворная должность, а также название монаха, заведовавшего в монастырях напитками и винными погребами.
|
|
| |
Феликсович | Дата: Вторник, 29.10.2024, 15:17 | Сообщение # 13 |
Император
Группа: Администраторы
Сообщений: 1650
Статус: Offline
| Название города Кшивда впервые появилось в документе1598 года. Первым владельцем Кшивды и окрестных земель был помещик Ян Чишковский. Согласно сохранившимся первичным документам 1730 года, следующим владельцем имения Кшивда был Александр Гостковский. Следующими известными владельцами были Людвик и Юзефина Славиньские, урожденная Ольшевска. В 1846 году семья Славинских продала имение Кшивды и прилегающие к нему поместья Станиславу Гольницкому-Шульцу. После смерти Станислава в 1871 году поместье перешло в руки сына Владислава Конрада Гольницкого-Шулца. После смерти Владислава Конрада в 1914 году следующим владельцем Кшивды стал его сын Владислав Мечислав. Следует отметить, что у Владислава Мечислава Гольницкого-Шульца было две жены. Первая — Янина Леокадия, урожденная Ковнацка, — была сестрой Марии Ковнацкой , известной писательницы детских произведений, в честь которой была названа Начальная школа в Кшивде, ныне часть Школьного комплекса в Кшивде. Его второй женой была Наталья Кусай. Перед началом Второй мировой войны Холницкий продал часть своего имения и переехал с семьей в Варшаву .
|
|
| |